Колокола впервые упоминаются Григорием Турским (594 г.) под именем „signa”. Говорится, что епископ ирландский Дагей, будучи медных и железных дел мастером, сделал 300 колоколов (campanos). Следующее упоминание о колоколах, известное нам, относится к седьмому веку. В этом упоминании уже говорится, что колокола к употреблению в храме узаконил папа Савиниан. Этот факт можно считать началом использования колоколов в новозаветной Церкви. (И. Коновалов) Кроме звукового богатства колокольный звон за века своей истории наполнился особым смыслом. Прежде всего это богатейший контекст церковной службы, о котором можно говорить отдельно и пространно. Колокола идеальны в качестве сигнального инструмента. Праздничный трезвон и тревожный бой набата, радостное позвякивание бубенцов свадебного поезда и траурный звук заупокойного колокола... Порой достаточно лишь одного звука, чтобы заиграл весь контекст события. От этого даже самый несложный музыкальный рисунок в исполнении колоколов становится необычайно насыщенным и красноречивым. Печать неповторимости лежит на каждой храмовой звоннице. Нет двух церквей, которые бы располагали совершенно идентичным набором колоколов. Подбор колокольного ансамбля — ещё одно великое искусство, ибо далеко не все колокола гармонично сочетаются между собой. Колокольная музыка необычайно разнообразна и во многом зависит от фантазии и вкуса звонаря. Впрочем, слово “музыка” к церковному звону применимо лишь отчасти. Колокольный звон подчиняется богослужебному уставу и поэтому довольно строго регламентирован. Выделяют 4 основных вида звонов, внутри которых возможны вариации. • Благовест (ударение на первый слог). Из самого названия видна функция этого звона. Он несёт благую весть. Иными словами, возвещает начало церковной службы. Представляет собой череду мерных ударов в большой колокол. Такой простейший, казалось бы, музыкальный рисунок имеет массу тонкостей, касающихся и продолжительности звона и частоты ударов и общей организации звона. Благовест, впрочем, как и любой другой церковный звон, тесно связан с практикой молитвы. Поэтому слушать колокола просто как музыку, значит видеть лишь надводную часть смыслового айсберга. • Трезвон или тризвон. Самый богатый и разнообразный звон. Его особенность — одновременное звучание нескольких колоколов. Он часто звучит после благовеста и его характер во многом зависит от церковного календаря и от времени суток. Естественно, что по большим праздникам он пышен и великолепен, а в дни поста проще и скромней. • Перезвон. Этот вид звона своего рода предупреждение: “Внимание! Сейчас произойдёт нечто важное.” Он применяется, чтобы подчеркнуть некоторые значимые эпизоды богослужения. Перезвон — это последовательные удары по колоколам. Причём, чем больше “размах” перезвона, чем больше колоколов в нём участвует, тем жирнее восклицательный знак после слова “внимание!” • Перебор. Это самый скорбный из всех звонов — траурный. В него звонят, перебирая все колокола. По одному удару на каждый, от малого к большому. В конце звучит аккорд из всех колоколов. Перебор символизирует человеческую жизнь. Маленькие колокола — младенчество, средние — молодость, большие — зрелость. Заключительное созвучие — момент смерти, тот миг, когда весь жизненный путь встаёт перед глазами умирающего. К колоколу на Руси с глубокой древности отношение было особенным. Нам достались полные загадок и таинства рассказы, сказки, предания и былины о колоколах, о том, как колокольный звон отводит дьявольские козни, болезни, бури и молнии; как колокол не раз звонил “сам по себе”, предрекая войну, голод или смерть государя; как за неугодный звон по воле царей колокола “казнили” пред народом: били батогами, отрубали ухо и отправляли в ссылку. Попав в неволю, в чужие земли, колокол мог вдруг замолчать. Так случилось с колоколом святой Богородицы, который князь Александр Васильевич Суздальский решил забрать из Владимира, “ и колокол не начал звонити, яко же был в Володимере; и виде Александр, яко сгрубил святой Богородицы, и повелел его паки везти в Володимер и поставиша его в свое место, и паки бысть глас яко же и прежде богоугоден”. Русские цари любили бывать на колокольне и стремились слить свой именной колокол тяжелее его предшественников, чтобы молитвы царские к Богу звучали явственнее всех прочих. В четвертом часу утра взбирался Иоанн Грозный с царевичами на колокольню прозвонить к заутрене. А полководец Александр Васильевич Суворов удивлял перезвоном духовенство и прихожан своего села Кончанского. В чем же загадка колокола? Откуда в нем столько притягательных свойств, столько чудесных сил, обращенных к одушевленной и неодушевленной природе? Колокол — это предмет церковный. И прежде, чем поднять на колокольню, колокол всегда освящался священником, то есть ему испрашивалось Божие благословение и сила: “...И ныне, Владыко Пресвятый... небесным святым Твоим благословением и благодатию всеосвяшаюшего Твоего Духа благослови и освяти, и влей вонь (в него) силу благодати Твоея, яко да услышавше вернии раби Твои глас звука его, в благочестии и вере укрепятся, и мужественно всем диавольским наветам сопротивостанут... к церкви же на молитву... во дни и в ноши спешно, яко ведоми, да утолятся же, и утишатся, и престанут нападающия бури ветреныя, гради же и вихри, и громы страшны, и молнии, и злорастворении и вреднии воздуси гласом его...” Напутствуемый такою церковною молитвой, колокольный звон уже не мог быть пуст и прост. Вот и утишал, и прекращал он бури и молнии, освящал своим звоном воздух и изгонял из него вредоносные силы. А человека укреплял в благочестии и вере, наставлял молитвою и славословием противостоять “всем диавольскими наветам”. Слыша церковный звон, в старое время народ снимал шапки и крестился, призывая на себя благодать Божию. И уставшая, страждущая душа умиротворялась и напитывалась радостью, а грешная с беспокойством оборачивалась. Источник: Колокола.ru Легенда. Наследие дракона.
|